Анатман

Это штука явно противоречивая, чем широко пользуются люди недобросовестные и склонные к мистике. Вообще, анатман (или анатта на пали) — это противопоставление ведической концепции атман, то бишь души. Упрощая, цель практики в ведической традиции — это слияние этого самого атмана с аспектом бога. Отсюда же ведическая трактовка реинкарнации как возвращение одного и того же человека/существа много раз, апологетика деления на касты и т.д. Анатман, как следует из названия, утверждает, что никакого атмана нет. Почему? Потому что личность с точки зрения буддизма не является чем-либо неизменным или даже стабильным. Например, вспомни себя 5 лет назад,10 лет назад, 20 лет назад. Который из них настоящий ты? 5 минут назад ты был не такой как сейчас. Это потому, что с точки зрения буддизма личность есть иллюзия, порождаемая кучей разных условий. Потому, не только перерождение одного и того же существа считается необоснованным, но даже неизменность в течение жизни. Соответственно, карма в буддизме — это просто закон причины и следствия, а реинкарнация — вариант трактовки закона сохранения энергии.

 

Запутывают ситуацию тут тибетские школы со своими тулку — возвращающимися учителями. Например, Далай ламу они считаю воплощением Авалокитешвары. Сами представители тибетских школ утверждают, что их тулку с анатманом нормально увязываются, но как это сделать добросовестно я не знаю.

 

И это только полбеды. 🙂 Анатман не означает, что личности нет, не призывает к солипсизму и бесстрастию. Напротив, такие состояния — все те же иллюзии. Что не иллюзия? Например, черные буквы на белом фоне. Правда понять это тяжело. 🙂

 

Наконец, анатман не означает, что смерть — это финал. Он означает, что рождение — это не начало.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *