Как определить, что зашел в тупик или попал в секту?

Начинающим очень сложно определить что они делают и какие от этого наступят последствия. Приведу список характерных моментов, на которые нужно обращать внимание, их причины и следствия:

  1. Ощущение радости и счастья во время формальной практики и длительное время вне практики. Это означает, что выполняется практика на привязанность к себе, не буддийская медитация. Если такой практике научили, это, в свою очередь, скорее всего означает секту со всеми соответствующими последствиями. Суть тут та же, что подсаживание человека на наркотик и последствия сходные.
  2. Утверждение в мысли, что ты понял истину. Это просто игры самомнения. Если тебе об этом говорят другие — это обычная мотивация гордыней. Корень тут тот же — привязанность к себе — потому условия и эффекты также сходны наркотической зависимости.
  3. Отрицание инакомыслия. Всякое инакомыслие объявляется анафемой и избегается, банится. Типично для тоталитарных сект и связано с п. 2. В крайних формах — разрыв с друзьями, семьей.
  4. Желание нести свет истины людям. Обычно желание навязчивое. Крепко связано с п. 2. Все та же привязанность к себе. Секты активно это пользуют для привлечения новых адептов.
  5. Отрицание авторитетов. Следствие п. 3. Например, такой-то не настоящий христианин или сякой-то — не настоящий просветленный.
  6. Упор на мистицизм. Обычно это признак невежества человека, отчего и возникает тяга к такому упрощению. Не обязательно приводит к проблемам, но часто является их предшественником и сопутствующим фактором.
  7. Отсутствие рефлексии, то бишь сомнений в собственной правоте. Следствие п. 2. Поставь себе вопрос: при каких условиях я признаю, что ошибся в самом главном? Если таких условий нет, они лежат в поле мистицизма или изменении мнения гуру — обращай самое пристальное внимание.

Буддизм в популярной культуре

В качестве побочных эффектов проектов США по оккупации Японии и отторжению Тибета от Китая, благодаря движению хиппи в тех же США, а также благодаря деятельности синкретических и, наоборот, тоталитарных сект многие элементы буддизма стали популяризироваться в Голливуде и окологолливудской экосистеме. Но занимались этой популяризацией не буддийские учителя и, как правило, даже не практикующие буддисты, а, в основном, фетишисты, мошенники и политтехнологи. Штука в том, что мощь пропагандистской машины США такова, что большая часть информации о буддизме, которую можно найти сейчас — именно такого свойства.

 

Мифы о Дзен:

  1. Дзен — это вершина чего-либо. Типичное словосочетание сложилось “Art & Zen of smth.” Также можно “постичь Дзен.” На самом деле Дзен — это буддийская традиция или буддийская сидячая медитация.
  2. Дзен — это особая  небуддийская религия. Без комментариев. 🙂
  3. Дзен — это в Японии. На самом деле традиция была принесена в Японию из Китая. Также есть во Вьетнаме и Корее.
  4. Дзен — это про осознанность (просветление, сатори и т.д.). На самом деле на 99% Дзен — это сидячая буддийская медитация.

 

Тибетские мифы:

  1. Далай лама — глава всех буддистов. На самом деле один из нескольких старших учителей одной из 5 школ, составляющих одну из 4 буддийских традиций. Даже соседние тантрические школы больше прислушиваются к своим старшим тулку, чем к Далай ламе, не говоря уже о школах других традиций.
  2. Тибетская теократия была страной светлых просветленных эльфов, которую кроваво завоевал кровавый Китай и которому срочно требуется независимость (и военная база США). На самом деле тибетская теократия была весьма варварским средневековым государством в самом пошлом смысле этого слова с налогами на уши, рабством, завоевательными военными походами и отдельными тулку, не вылезающими из борделей. Потому, когда пришел Мао, народ Тибета, в подавляющем большинстве теократию не поддержал и сопротивления почти не было, несмотря на наличие английского оружия в армии Тибета и большие проблемы с огнестрельными оружием у армии Китая.
  3. Далай лама XIV Тензин Гьяцо — идеал буддиста. На самом деле с тех пор как он стал частью правительства Тибета в изгнании, финансируемого ЦРУ в сугубо военных целях, называть его буддийским монахом — не вполне обосновано. Не говоря уже о его заявлениях о том, что ритуальные убийства в виде самосожжений могут быть “позитивными” и “ради дхармы Будды.”

 

Синкретические мифы:

  1. Будда — это аватар Вишну, как и Кришна. Потому айда к нам за просветлением, хари Рама, еврибади. Типичный кришнаитский миф. На самом деле буддийская концепция “анатман” отвергает саму возможность существования аватаров.
  2. Миф о сансаре. О нем я недавно писал.
  3. Саентологический клир — это тот же просветленный. На самом деле просветление — это иллюзия, о чем можно почитать, например, в сутре Лотоса.
  4. Будда — этот тот же единый бог. Давай ему молиться! На самом деле Шакьямуни был обычный человек, который умер и был кремирован как обычный человек. Молиться ему толку столько же, сколько молиться кружке воды.

 

Тоталитарные мифы:

  1. Вся жизнь есть страдание. Буддизм — депрессивная религия. На самом деле не видел ни одного практикующего буддиста, склонного к депрессии. Такие сложности решаются на этапе начального привыкания к практике.
  2. Буддизм призывает подавлять жажду жизни. Буддизм — религия смерти. Без комментариев. 🙂
  3. Буддизм — это язычество, идолопоклонство. Без комментариев. 🙂
  4. Буддизм призывает бороться с желаниями, то бишь ведет к апатии, пофигизму. На самом деле с точки зрения буддизма апатия — это обратная сторона фанатизма, то бишь такая же крайность.

 

Таких мифов, конечно, больше, я взял самые популярные. И то получилось длинно. 🙂

Что такое религия и бог и зачем они нужны?

Зачем нужна религия? Религия нужна для утешения страждущих и внедрения в их голову некоторой доктрины. Каким образом определяется эта доктрина? Она определяется целями руководителей организации. Традиционные конфессии обслуживают интересы правящего класса, как поступает, например, РПЦ, или спонсоров, как поступает, например, школа Гелуг и правительство Тибета в изгнании. Потому, соответственно, РПЦ наряду с утешением пропагандирует яркую антисоветскую позицию, а Гелуг — антикитайскую. Секты внедряют в адептов доктрину, подавляющую волю. Основана она, обычно, на страхе — ты попадешь в ад — или гордыне — ты натурально просветленный, клир и воин света в одном флаконе. Потому, в том числе, в современном обществе потенциальная аудитория секты на порядок больше, чем у традиционной конфессии. Человек с подавленной волей легче расстается с деньгами и плодами своего труда, что секте и требуется.

 

Какова роль бога в этом, зачем он нужен? Бог — это очень успешный, а потому и очень популярный инструмент мистической мотивации. Соответственно, он подвержен всем достоинствам и недостаткам мистических инструментов, о которых я писал ранее. Потому споры о том есть бог или нет — глупость. Бог, разумеется, есть, как всякая форма, но, как всякая форма, он не является тем, чем кажется. Бог — не добрый любящий всех дядька на облаке, не вечный дух, направляющий этот мир, не любовь, не справедливость и не правда. Бог — это отражение человека, который о нем рассказывает. А сам человек, соответственно, есть отражение организации, к которой он вольно или невольно принадлежит. Потому у организаций, говорящих о едином боге, у каждой бог свой. Потому ваххабиты считают нормальным убийства безоружных во имя Аллаха, а нынешний Далай лама — ради дхармы Будды.

 

Потому, человек говорящий о религии ради религии или о боге ради бога — просто подвержен фетишу и, не осознавая этого, отстаивает экономические интересы людей, которые, как говорит Савелий Краморов в известном фильме, расколются на первом же шухере, не рефлексируя по поводу жизни и благополучия этого человека.

Сансара

Она же самсара. Это мистическое поучение, но весьма популярное. Зачем оно нужно и в чем с ним дело?

 

Что такое сансара? В обычном понимании это мир с указанием на его цикличность и бесцельность. Нужно понятие сансары как парное с понятием нирваны в мистическом смысле этого слова. Как говорит Ланкаватара сутра, нирвана возможна только там, где есть сансара и сансара возможна только там, где есть нирвана.

 

Зачем нужна эта пара? Это обычная мотивация страхом и гордыней для привлечения невежественных людей к практике и их кондиционирования на конструктивное поведение. Как всякое мистическое поучение, эта пара — отличная почва для злоупотреблений, чем широко пользуются сектанты и деятели попкультуры, паразитирующие на восточной тематике. Эффект таких злоупотреблений, естественно, преумножение страданий.

 

Как от этого защититься? Самый надежный способ — понять, что ни сансары, ни нирваны в мистическом смысле нет. Они как число “-1” существуют только в нашем уме и как число “-1” являются инструментом с весьма узким и конкретным применением. Об этом написано, например, в Ланкаватара сутре, сутре Лотоса и др.

 

Дополнительную сложность вопросу придают кришнаиты со своей трактовкой всего этого дела и привычкой паразитировать на теме буддизма и других религий. Они, например, скрещивают арамейское понятие души с идеей перерождения как возвращения одного и того же существа в разных обликах. В результате очень часто получается мистицизм ради мистицизма.

 

В буддийской традиции имеется учение об анатмане, то бишь отсутствии чего-либо неизменного в человеке, души в любом виде в том числе. Потому перерождаться и возвращаться нечему.

Мистика

Многие люди склонны превозносить мистическую сторону религиозных поучений, буддийских в том числе, не понимая что это такое и зачем эта мистика вообще нужна.

 

Например, в Коране есть много поучений из области гигиены, но мотивация им следовать указана мистическая: грубо говоря, Аллах не велит и сурово накажет за неисполнение после смерти. Сейчас средний уровень образования такой, что люди знают что такое гигиена и выполняют эти же самые поучения просто чтобы реже болеть. По крайней мере большинство так поступает. 🙂 Зачем в Коране использована мистическая мотивация? Потому что целевая аудитория не была даже грамотной и рассказы о том, что мытье рук снижает вероятность болезни, были бы встречены с, мягко говоря, скепсисом и, соответственно, пользы бы не принесли.

 

Стало быть, что такое мистика? Это инструмент мотивации страхом людей, недостаточно грамотных, чтобы адекватно принять действительную мотивацию. Гигиена в Коране — позитивный пример использования этого инструмента. В буддизме используется аналогичная мотивация к практике — практикуй или самсара. И она до сих пор очень популярна ибо средний уровень образования в области философии и психологии пока недостаточен для адекватного восприятия действительной мотивации, которая, кстати говоря, прямым текстом в четырех благородных истинах указана. 🙂

 

Как у всякого инструмента, у этого есть недостатки и довольно серьезные:

  1. Поскольку мистика — это мотивация страхом, не требующая строгого обоснования, она используется как средство манипуляции. Например, очень любимое сектантами “покайся или попадешь в ад!” или то же “голосуй или проиграешь!” — примеры такой манипуляции. В рекламе широко используется, особенно всякими мошенниками. Естественно, манипуляторы подразумевают, что как не попасть в ад и не проиграть знают только они. 🙂
  2. Поскольку мистика вся такая крутая и таинственная, она легко становится фетишом и человек начинает воспроизводить мистику ради мистики или мистику ради самоутверждения. Мистика, поскольку не требует обоснования, отлично для этого подходит. Человек просто назначает себя пупом мира, носителем сокровенного, а всех сомневающихся — быдлом, неверными, унтерменшами и т.д. (нужное подчеркнуть). Например, обожествление учителей в тибетской традиции буддизма — как раз возведение мистики в фетиш. Во времена тибетской теократии, когда старшие ламы обладали всей полнотой политической власти, это было необходимо для легитимизации их правления также, как обожествление фараонов Египта. А теперь от этого сплошные проблемы и реформировать это дело все боятся.

 

Стало быть, мистика — это упрощение, которое иногда необходимо, но также всегда несущее опасность злоупотребления.

Конфликты на религиозной почве

Есть устойчивый миф, что люди временами режут друг друга потому, что одни читают молитвы на латыни, а другие на французском; что одни признают дополнения к корану, а другие нет; что одни считают Иисуса Назарянина богом, а другие — нет и т.д. Аналогичный случай сейчас происходит в Мьянме и говорят де это столкновения на религиозной почве буддистов и мусульман. Нет там религиозной почвы. Конфликт, как это всегда бывает, экономический.

 

Китай в этой самой Мьянме наладил добычу и построил инфраструктуру для поставки себе энергоносителей и налаживания товаропотоков через Индийский океан, что загружает его промышленность и дает конкурентные преимущества. США взяли курс на конфронтацию с Китаем, их спецслужбы уже давно и успешно работают с экстремистами в соседнем Бангладеше и менее давно, но, как показывает практика, не менее успешно, с экстремистами в Мьянме. А для лучшего эффекта — финансируют этих ребят и поставляют им оружие, как раньше поступали с Талибами, а сейчас с террористами ИГИЛ. Нынешние события — закономерный результат всего этого. А про религию СМИ накручивают для сознания ложной повестки обсуждения. Также они поступали когда рассказывали, что резня в Сирии — это шиитско-суннитский конфликт.

Околобуддийские секты

Их становится все больше. Какие они бывают и как из выявить?

  1. Деструктивные культы. Самый известный тут небезызвестный “Белый Лотос” с Украины и аффилированные с ним люди и организации. Как у всех организаций такого рода, у этих ребят нет линии передачи, то бишь они новодел и самозванцы, к буддизму отношения не имеют. Характерные черты — культ учителя и экстремизм. Экстремизм классический, как у Свидетелей Иеговы: разделение людей на “своих” и “чужих” и поражение чужих в правах, по некоторым сообщениям, вплоть до отстрела. Вербуют людей по теме боевых искусств, тренингов саморазвития, оздоровительных походов. Работают преимущественно в социальных сетях. Используют практики на привязанность к себе, которые вызывают эйфорию и побочные эффекты вплоть до летального исхода.
  2. Гуру. Это те же культы, но в становлении. Это когда человек с целью заработка или просто по причине склонностей психологического плана объявляет себя просветленным великим мастером и начинает вербовать людей и капать им на мозги. Уровень экстремизма и деструктивности может варьироваться от одного такого гуру к другому, но, поскольку корень практики самого такого гуру — привязанность к себе, все преподаваемые практики будут именно на это.
  3. Дети. Возраст у них может быть разный, вплоть до пенсионного. Это люди, которые не занимаются целенаправленным системным изучением буддизма, зато очень любят транслировать байки о буддизме, почерпнутые, преимущественно, в художественных источниках. Гуру часто выходят как раз из этой среды, потому у них тоже такое встречается регулярно. Художественные источники, из которых все это счастье черпается, создаются с целью развлечения и, иногда, самоутверждения. Результаты соответствующие.

Популярная психология

Есть множество книг авторства людей разной степени медицинской образованности, которые учат жизни, рассказывают о том, как побороть психологические проблемы и сложности, стать более счастливым и успешным. Частенько так бывает, что такие книжки помогают. Чего в них больше: пользы или вред все-таки есть? Тут есть 2 момента:

  1. Цель таких книг, как любой коммерческой деятельности в капиталистическом обществе — извлечение прибыли. Прибыль, а не помощь людям. Потому главная задача книги не помочь, а понравиться. Чтобы человек купил, потом купил еще и еще. С этой же целью — понравиться — в книгу включаются дельные рецепты, которые действительно помогают человеку решить какие-то проблемы. Но.
  2. Решаются такие проблемы в основном посредством формирования эдакой уверенной в себе успешной личности. Что это такое? Это бездонный кувшин из арабской притчи. Сколько его ни наполняй, он останется пуст. И жаден как голодный дух. От этого неизбежно случаются новые проблемы, но уже другого плана. Бывает менее серьезные, а бывает и более.

 

Стало быть, решить психологические проблемы по рецептам популярной психологии можно, но часто это обмен шила на мыло и далеко не факт, что с мылом будет легче. Поначалу будет приятнее. 🙂

Что выше?

Частенько можно натолкнуться на рассуждения о том, что де буддизм выше христианства или наоборот христианство выше, что такой-то учитель он ух какой просветленный, а вот этот не очень и т.д. Это все глупости.

 

Если задача — вытащить стрелу из груди, какая разница христианин хирург или буддист, бородатый он или лысый? Разница есть только в том, помог он стрелу вынуть или нет.

 

Зачем нужна такая точка зрения, откуда она взялась? Она нужна для разделения людей на своих и чужих с целью дискриминации. Когда террористы ДАИШ режут головы христианам — это логическое развитие как раз такой идеи. Вспомни об этом когда в другой раз захочется сказать, что твое “просветление” или религия лучше и истинней, чем у соседа.

С формой нет у пустоты различий

Первое поучение сутры Сердца. Статистически самое сложное для освоения и применения. В чем тут дело? Это поучение буквальное. Нет различий между воздухом и водой, тобой и мной, жизнью и смертью. Многие ошибочно трактуют это как апатию, пофигизм, но между апатией и одержимостью также нет разницы. Если все едино, что остается? Остается функция. Кружка нужна чтобы пить из нее воду. Клавиатура нужна чтобы написать эти буквы. Зачем нужен человек — это несколько сложнее и вербально, обычно, не передается.

 

Это поучение, направленное на искоренение привязанности к форме, привязанности к себе, самой базовой и малозаметной привязанности. Оно показывает что, например, никакой опыт, в том числе и так называемое просветление, не отличается от дерьма. Потому, люди, придающие особое значение такому опыту по определению не понимают что они видели. Люди, стремящиеся возвыситься над другими, не видят этого поучения.

 

Зачем это поучение нужно? Для повышения эффективности и повышения шансов выживания человечества. Близкий родственник этого поучения — коллективизм, каким он был в раннем СССР, жертвенный героизм, который проявляли наши предки в Великой Отечественной.