Буддийские обеты

 

Вообще, обетов много и, чем дальше человек продвигается по иерархии школы, тем больше обетов они принимает. Для практикующего мирянина обетов 5:

  1. Обет воздержания от отнятия жизни. Разные люди соблюдают его по-разному. Одни становятся веганами, другие ходят с метелкой чтобы не наступить на муравья, третьи перестают бороться с комарами, четвертые отказываются брать в руки оружие, пятые считают, что пока они никого ножом не тычут — все в порядке и т.д. Тут можно вспомнить, что Шакьямуни по легенде вегетарианцем не был и отказывался есть мясо только если животное было забито ради него, при этом, будучи кшатрием (каста воинов), носил с собой меч и защищался им от диких зверей.
  2. Обет воздержания брать то, что не дано, то бишь воздержания от воровства. По этому обету меньше всего вопросов, это понятно без объяснений.
  3. Обет воздержания от действий под влиянием страстей. Страсти — это старые знакомые: гнев, зависть, похоть, леность, жадность, чревоугодие и гордыня. Статистически, это самый сложный для выполнения обет, для меня в том числе.
  4. Обет воздержания от лжи. Выполнить этот обет относительно просто: достаточно не говорить неправды. Этот обет не требует кричать на каждом углу: “Вася Пупкин — сволочь!” — даже если Вася Пупкин действительно сволочь.
  5. Обет воздержания от принятия веществ с целью интоксикации. В базовой интерпретации это означает воздержание от алкоголя и других наркотиков. Никотина в том числе. Некоторые заводят это дальше, отказываясь от кофе и даже чая.

 

В традиции дзен каждый практикующий самостоятельно определяет степень соблюдения обетов. При этом, ослабляя и усугубляя их строгость нужно понимать зачем обеты нужны: дисциплина и изучение себя. Строгость соблюдения обетов гораздо важнее их суровости. Это как с формальной практикой: лучше 5 минут каждый день, чем 2 недели подряд и полгода ничего не делать.

Как стать буддистом

Многие полагают, что стать буддистом просто: нужно решить, что ты — буддист и все. Это не так. Буддист — это формальная принадлежность к одной из традиционных буддийских школ. Остальные, увы, самозванцы. В нашей местности шанс нарваться на самозванца раз в 100 выше, нежели на, собственно, буддиста.

Во-первых, буддизм — это тяжело. Тяжело вдвойне потому, что практически на всей территории нашей страны это конфессия нетрадиционная. Не нужно спешить становиться буддистом даже если на 100% уверен. Начни регулярную практику. По статистике ~99% практику бросают в горизонте 3 лет. Сиди спокойно 3 года. Если не бросил — вот тогда можно идти в буддисты.

Во-вторых, принять в буддисты может только учитель соответствующей школы. Потому, дабы пройти церемонию, нужно учителя поймать. В России постоянно есть только учителя школы Гелуг. Учителя остальных школ бывают в России наездами, тут приходится следить за расписанием и подгадывать.

Наконец, в-третьих, прохождение церемонии как правило требует принятия на себя определенных непростых обязательств. И обязательства эти в некоторых случаях в разы сложнее тех, что принимают, например, христиане при крещении. Сто раз подумай перед тем, как на такой шаг идти.

Школы.

Какие бывают буддийские традиции и с чем их едят:

  1. Теравада. Последняя сохранившаяся до наших дней школа первого поколения. Многие полагают, что это “оригинальный буддизм”, оснований для чего, строго говоря, нет. Характерна строгими монашескими правилами. Настолько строгими, что соблюдать их все в России, например, невозможно по климату. Распространена в юго-восточной Азии: Ланка, Тайланд. В Россию изредка приезжают монахи этой школы, в основном координируя с местной школой Гелуг.
  2. Дзен. Он же: Чань, Сеон, Тхиен, Дхияна. Название происходит от слова ‘дхияна’, означающего буддийскую медитацию. Школ в традиции Дзен много, вот наиболее известные: Сото/Цаодун, Ринзай/Линьцзы, Тхиен, Чоге/Кван Ум. Традиция характерна высоким самоуправлением и свободой практикующего. Например, в школе Сото монахам допустимо жить в миру, потреблять алкоголь, жениться и заводить детей. Строгость и объем исполнения обетов определяет каждый практикующий сам. Другая особенность традиции — характерные практики. Например, практика коанов. На самом деле не все школы ее применяют. Например та же школа Сото не применяет. Распространена традиция в Китае, Японии, Корее и Вьетнаме. В России есть группы медитации школ Сото и Кван Ум.
  3. Тибетский буддизм. Он же: тантраяна, ваджраяна, алмазный путь, тантрический буддизм. Этой традиции есть 5 школ: Гелуг, Карма Кагью, Ньингма, Сутта и Сингон. Это традиция мистического и эзотерического буддизма. Практики старших учителей в этой традиции не публикуются. В этой традиции полагают, что, например, Далай лама есть воплощение Авалокитешвары. Остальные традиции с этим не согласны ибо такая постановка вопроса принципиально противоречит концепции “анатман”. Распространена на Тибете, в Непале, Японии, Монголии и России. В России есть монастыри школы Гелуг в Петербурге, Калмыкии и Бурятии. Школа Карма Кагью обладает в России самой широкой сетью групп медитации.
  4. Чистая земля он же амидаизм. Мистическая традиция, многое заимствовала из даоической и арамической традиций. В нашей местности не встречается совсем, потому про нее я знаю мало.

В России и бывшем СССР проще всего найти группу медитации школы Карма Кагью. Форме там научить могут. Но в любой группе любой школы нужно прежде всего практиковать критический подход потому как люди могут ошибаться и могут даже преследовать свои интересы, отличные от буддийских обетов.

Маты, подушки и алтари.

 

Что нужно чтобы начать практику?

  1. Первое, и самое важное — сангха, то бишь сообщество практикующих. Вероятность начинающего разобраться как практиковать, даже с помощью книжек и видео, меньше чем 1 к 1 000 000. С современными технологиями связи, к счастью, это проблема небольшая.
  2. Место для практики. Почти всем подходит обычный гимнастический коврик. Базовая начальная позиция — брумейская (это когда голени лежат перед человеком одна рядом с другой) или по-турецки. В редком случае травмы или болезни — когда ноги не гнутся — допустимо сидеть на табуретке.

 

Все остальное для практики опционально. Самые популярные начальные опции:

  1. Песнопение. В разных школах используются разные сутры, в традиции дзен чаще всего используется сутра Сердца. Поется монотонным голосом, после чего выполняется сидение.
  2. Подушка под задницу. Это дело индивидуальное. Например, я сижу без подушки. Но многим сидеть с подушкой гораздо проще. Подушке не обязательно быть пафосного производства и с гречишной шелухой. Сгодится любая подходящего размера и формы. Позиция сидения ищется индивидуально методом проб и ошибок.
  3. Алтарь. Штука необязательная, но несколько дисциплинирующая. Минимальный алтарь — это коробка-подставка, ткань, чтобы эту коробку обернуть, и статуэтка Шакьямуни или Авалокитешвары. Будай, которого ошибочно называют толстым Буддой, не годится. 🙂 Алтарь нужно чистить не реже раза в неделю, даже если он чистый. Алтарю полагается кланяться не менее одного раза всякий раз, когда мимо него проходишь.

Детские болезни.

Есть ряд типичных проблем, которые возникают у начинающих, попробую их описать:

  1. Левизна. Начинающих тянет на суровые практики, на позу лотоса, на внешние атрибуты, как можно больше. Нужно сдержаться ибо никакой пользы кроме вреда от этого не наступает. Например, человек хочет сидеть по 8 часов в день и более. Чтобы выполнять такие практики нужна подготовка. Неймется — езжай в монастырь или к учителю на ретрит. Там научат как правильно. У каждой позиции есть свои условия. Лотос нужен чтобы сидеть на неподготовленной ровной поверхности — на голой земле например. Сейчас он практически не востребован. Стремясь к внешним атрибутам нужно помнить, что основная движущая сила в этом деле на начальном этапе — это фетиш. Идя у него на поводу человек укрепляет привязанность к себе, что впоследствии обязательно помешает практике.
  2. Нерегулярность. Практика — это гимнастика для головы. Если человек 2 недели по 8 часов практикует, а потом полгода не делает вообще ничего, эффект может быть обратный. Гораздо лучше практиковать хотя бы 5 минут, зато каждый день.
  3. Я все понял! Тут надо вспомнить 10 быков Дзен. Очень часто люди, когда первый раз видят быка, утверждаются в мысли, что теперь они поняли все. Совсем все. Теперь они натурально великие мастера. Это глупость. Потакающие ей попадают в армию “просветленных” дебилов. Тут нужно вспомнить, что сами себя назначают только самозванцы.

Практика и фетиши.

Зачем нужна практика? Чтобы быть умнее и мудрее? Нет. Чтобы лучше понимать себя и мир? Нет. Чтобы однажды может быть с небольшой вероятностью познать сокровенное? Нет. Нет никакого сокровенного. Сейчас я скажу очень важную вещь, ее нужно помнить всегда. Практика нужна чтобы сидеть на заднице и считать дыхание. Все. Другого смысла и цели в практике нет.

 

Как определить что ты ищешь другой смысл в практике и тем грабишь сам себя? Казалось бы очевидно, но нет. В привязанности самое сложное — это ее заметить. Самый верный признак — это сопротивление. Когда чешутся или болят ноги, спина (при соблюдении нормальной позиции и отсутствии физических противопоказаний), хочется пить, есть, в толчок, вскочить, бросить все или даже не садиться — это сопротивление. Когда сидишь, все хорошо и тут видишь картины перед глазами, слышишь звуки, музыку, голоса; ощущаешь счастье или депрессию, безмыслие, чувствуешь, что все понял, как изменяется тело, как движется астрал и т.д. — это сопротивление. Сопротивление означает, что ты занимаешься не практикой, а просто фетишом. На начальном этапе это совершенно нормально, тут главное не поддаваться на провокации и спокойно продолжать. Если не обращать на сопротивление внимания, со временем оно проходит. Если внимание обращать и пытаться бороться — может и не пройти. 🙂

 
Что будет если пойти у фетиша на поводу? Наиболее вероятный вариант — пополнение армии дебилов, считающих себя просветленными. Чем это чревато? В тяжелых случаях психиатрией, а так люди будут просто считать тебя дурачком и жизнь скорее всего скатится в большей или меньшей степени. Зато каждый день ты будешь гладить себя по макушке и приговаривать: “Я просветленный, я просветленный.” — и это будет очень приятно. Алкоголики поступают примерно так же.

Как изучать буддизм?

Если коротко — выбрать школу, найти группу медитации и заняться регулярной практикой. За 2500+ лет другого способа не придумали.

Возможно ли изучать буддизм по книгам? Я никогда даже не слышал ни об одном человеке, которому бы это удалось. Почему? Книги — это не рецепты, у них нет прямого действия. Максимум на что способны книги — это указать на опыт уже знакомый человеку. И в этом кроется засада: если соответствующего опыта у человека нет, он его воображает. Это бессознательный автоматический процесс. Заметить его непросто, а контролировать сложнее на порядок. И вот этот воображаемый опыт в результате закрывает глаза человека и тот не видит что у него перед носом. На этом эффекте, кстати, основаны многие фокусы с внушением. Вывод: на начальном этапе книга — помеха. А если книга  — не традиционный буддийский текст, а опус какого-нибудь буддолога или гуру вроде Раджнеша (Ошо) или Коэльо, с небольшой вероятностью от него может случиться такой вред, что больше не надо.
Вот нашлась группа медитации, началась практика регулярная и что, слушать все, что говорят? Нет. Даже самый гениальный учитель — обычный человек и может ошибаться. Более того, подавляющее большинство поучений нельзя понять без весьма сурового критического подхода. Тем более реальность такова, что никакого учителя в группе не будет, даже самого обычного. Учитель — зверь редкий в нашей местности. 🙂

Что такое просветление?

Просветления нет, но оно везде. Просветление существует, но ни у кого его нет.

Можно встретить множество описаний того, что называют просветлением. Как правило рассказывают о ярком и весьма приятном эмоциональном переживании, понимании какой-то запредельной мудрости. Это ловушка. Ловушка, которую рано или поздно проходят все серьезно практикующие люди. Штука в том, что эмоциональная реакция обусловлена привязанностью, что кстати сказано во второй благородной истине. Чем сильнее привязанность — тем ярче реакция. И все. Люди, привязанные к этому опыту просто культивируют привязанность к себе, приятное ощущение собственной исключительности. Таких людей, без преувеличения, миллионы.

Потому если человек говорит, что он — просветленный, будда, великий гуру или просто бог — почти наверно перед вами мошенник, дурак, как правило малолетний, или, очень редко, человек со сложностями по теме психиатрии. Дурак имеется в виду невежда, который мнит себя мудрецом. Что будет если такого человека слушать? У мошенника цель одна — деньги. Преследуя эту цель мошенник влазит в доверие к жертве, используя определенные давно и подробно описанные приемы, играя обычно на страхе или жадности жертвы. Что в результате остается в голове жертвы мошенника не волнует, и заканчивается нередко плачевно с психиатрией и суицидальными наклонностями. Дурак в среднем безопаснее, но, по причине отсутствия даже базового понимания своих действий, тоже может наломать весьма приличных дров. Выявлять людей с психиатрией простого метода, увы, я не знаю.

Как определить мошенника? Есть 2 характерных признака:

  1. Деньги. Мошенник более или менее настойчиво будет предлагать купить книги, фильмы, материалы, семинары и т.д. Часто бывает бесплатная какая-нибудь “проверка”, которая показывает, что все плохо и надо срочно “лечить”, либо что все хорошо и нужно срочно “развивать” чтоб натурально “просветлиться” (разбогатеть, улучшить карму и т.д.)
  2. Традиция. Если у “гуру” поинтересоваться какое посвящение, какой учитель, какой школы и когда ему выдал — обман вскрывается почти всегда. Типичный ответ: “Они ничего не понимают, а я-то просветленный (бог)! Какое посвящение мне вообще могут дать эти недочеловеки?” Или другая вариация на тему “я — д’Артаньян, а все — содомиты.” Альтернативно могут назвать действительно какого-то учителя, но проверка этого дела в тырнете тоже легко вскрывает обман: учитель как правило такой же самозванец очередного новодела или учитель настоящий, но практика не посвящения, а одна из многих типовых практик на толпу.

Как защититься? Не вестись на красивую, приятную и, казалось бы, полезную и логичную упаковку. Современные мошенники давно усвоили, что упаковка — чуть ли не главный момент в продаже и упаковку умеют делать очень хорошо. Но, в отличие от еды, закон не обязывает их указывать состав и проводить клинические испытания с публикацией результатов.

Что такое буддизм?

Шакьямуни сформулировал ответ на этот вопрос так называемыми четырьмя благородными истинами:

  1. Дукка. Чаще всего переводят “жизнь есть страдание.” Это неверно. Существование всяких неприятных вещей, в том числе страданий, просто постулируется. При этом страданиям не отводится ни ключевой, ни определяющей роли — они просто предмет рассмотрения.
  2. Самудая. Неприятные вещи обусловлены штукой, называемой “привязанность”. Умникам, настаивающим на переводе “страдания обусловлены желаниями” советую перестать желать дышать на протяжении хотя бы 2 минут и поделиться впечатлениями. 🙂 Что такое привязанность? Привязанность — это склонность поступать определенным образом вне зависимости от условий и эффектов такого поведения. Утрируя, склонность использовать молоток и для забивания гвоздей, и для черпания воды, и для похвалы товарища.
  3. Ниродха. Сии обусловленные неприятности могут быть погашены.
  4. Есть так называемый восьмеричный путь, позволяющий это сделать. Многим кажется, что этот самый восьмеричный путь тут ключевое. Это не так. Тут это просто слова. Человек, пытающийся разобраться с восьмеричным путем, то бишь буддийской практикой, по описанию обречен на ошибку. Потому описания тут я не привожу.

 

Если еще короче, что такое буддизм? Буддизм — это набор упражнений и методов, позволяющий научиться реже бить себя по голове. И все. Никакой сокровенной мудрости и тайн мироздания в нем нет. И, соответственно, буддизм не нужен всем. Потребность тут определяется интенсивностью ударов: чем человек счастливее — тем меньше нужен ему буддизм.
Можно добавить, что изучение буддизма с целью обучать ему людей все-таки требует продолжительного изучения весьма специфических вещей, но это отдельная длинная тема.