Мистика

Многие люди склонны превозносить мистическую сторону религиозных поучений, буддийских в том числе, не понимая что это такое и зачем эта мистика вообще нужна.

 

Например, в Коране есть много поучений из области гигиены, но мотивация им следовать указана мистическая: грубо говоря, Аллах не велит и сурово накажет за неисполнение после смерти. Сейчас средний уровень образования такой, что люди знают что такое гигиена и выполняют эти же самые поучения просто чтобы реже болеть. По крайней мере большинство так поступает. 🙂 Зачем в Коране использована мистическая мотивация? Потому что целевая аудитория не была даже грамотной и рассказы о том, что мытье рук снижает вероятность болезни, были бы встречены с, мягко говоря, скепсисом и, соответственно, пользы бы не принесли.

 

Стало быть, что такое мистика? Это инструмент мотивации страхом людей, недостаточно грамотных, чтобы адекватно принять действительную мотивацию. Гигиена в Коране — позитивный пример использования этого инструмента. В буддизме используется аналогичная мотивация к практике — практикуй или самсара. И она до сих пор очень популярна ибо средний уровень образования в области философии и психологии пока недостаточен для адекватного восприятия действительной мотивации, которая, кстати говоря, прямым текстом в четырех благородных истинах указана. 🙂

 

Как у всякого инструмента, у этого есть недостатки и довольно серьезные:

  1. Поскольку мистика — это мотивация страхом, не требующая строгого обоснования, она используется как средство манипуляции. Например, очень любимое сектантами “покайся или попадешь в ад!” или то же “голосуй или проиграешь!” — примеры такой манипуляции. В рекламе широко используется, особенно всякими мошенниками. Естественно, манипуляторы подразумевают, что как не попасть в ад и не проиграть знают только они. 🙂
  2. Поскольку мистика вся такая крутая и таинственная, она легко становится фетишом и человек начинает воспроизводить мистику ради мистики или мистику ради самоутверждения. Мистика, поскольку не требует обоснования, отлично для этого подходит. Человек просто назначает себя пупом мира, носителем сокровенного, а всех сомневающихся — быдлом, неверными, унтерменшами и т.д. (нужное подчеркнуть). Например, обожествление учителей в тибетской традиции буддизма — как раз возведение мистики в фетиш. Во времена тибетской теократии, когда старшие ламы обладали всей полнотой политической власти, это было необходимо для легитимизации их правления также, как обожествление фараонов Египта. А теперь от этого сплошные проблемы и реформировать это дело все боятся.

 

Стало быть, мистика — это упрощение, которое иногда необходимо, но также всегда несущее опасность злоупотребления.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *