Понимание

Частенько так бывает, что практикующий утверждается в мысли что он понял некоторое поучение. Забегая вперед, в подавляющем большинстве случаев это иллюзия. Почему? У всякого поучения есть несколько ступеней понимания. Они завязаны на механизм работы нашего мозга потому перепрыгнуть ступень-другую практически невозможно. Итак, какие они бывают:

  1. Первое знакомство. Голова у нас штука умная, потому даже если ничего не понятно, мы это автоматически компенсируем фантазией. В результате легко приходим к мысли, что все понятно, без всякого на то основания.
  2. Начальное понимание. Обычно приходит как вспышка, прозрение — понимание основного принципа поучения. Это, упрощая, видение автомобиля такого блестящего, красивого и крутого без рефлексии относительно того почему он такой, как на нем ездить и что у него внутри.
  3. Фетиш. Начальное понимание сильно провоцирует привязанность к себе ибо это железный повод считать себя особенным. Потому начальное понимание консервируется как нечто сакральное и, в результате, перестает быть начальным пониманием и становится просто отражением человека. Большинство диких практикующих останавливается тут.
  4. Использование. Всякое поучение — инструмент; его единственная задача — выполнять свою функцию. Оно ни хорошее, ни плохое и не важно какого оно цвета. Если это молоток — он должен забивать гвозди. Если он гвозди не забивает — это уже не молоток, а, в лучшем случае, просто украшение. Это первый конструктивный шаг в этой цепочке.
  5. Обучение. При последовательном практическом использовании поучения накапливается опыт условий и вариантов его использования. В результате наступает более глубокое понимание самого поучения. Упрощая, человек понимает что под капотом, чем карбюратор отличается от впрыска, какое нужно топливо, как часто нужно менять масло и когда нужно жать сцепление. Соответственно, на этом этапе человек может более или менее квалифицированно указать на поучение, спровоцировать начальное понимание у другого человека.
  6. Привычка. Поучение исполняется само собой, человек не задумывается о его существовании, вариантах и необходимости исполнения. Эта ступень опасна тем, что может пропасть рефлексия и человек продолжит действовать по привычке даже в изменившихся условиях и, часто, не замечая изменений.
  7. Движение от ничто к ничто. Это из диалектической логики. Вечная рефлексия, вечное совершенствование. Постоянный поиск методов улучшения, поиск ошибок, неэффективностей.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *