Шакьямуни сформулировал ответ на этот вопрос так называемыми четырьмя благородными истинами:
- Дукка. Чаще всего переводят “жизнь есть страдание.” Это неверно. Существование всяких неприятных вещей, в том числе страданий, просто постулируется. При этом страданиям не отводится ни ключевой, ни определяющей роли — они просто предмет рассмотрения.
- Самудая. Неприятные вещи обусловлены штукой, называемой “привязанность”. Умникам, настаивающим на переводе “страдания обусловлены желаниями” советую перестать желать дышать на протяжении хотя бы 2 минут и поделиться впечатлениями. 🙂 Что такое привязанность? Привязанность — это склонность поступать определенным образом вне зависимости от условий и эффектов такого поведения. Утрируя, склонность использовать молоток и для забивания гвоздей, и для черпания воды, и для похвалы товарища.
- Ниродха. Сии обусловленные неприятности могут быть погашены.
- Есть так называемый восьмеричный путь, позволяющий это сделать. Многим кажется, что этот самый восьмеричный путь тут ключевое. Это не так. Тут это просто слова. Человек, пытающийся разобраться с восьмеричным путем, то бишь буддийской практикой, по описанию обречен на ошибку. Потому описания тут я не привожу.
Если еще короче, что такое буддизм? Буддизм — это набор упражнений и методов, позволяющий научиться реже бить себя по голове. И все. Никакой сокровенной мудрости и тайн мироздания в нем нет. И, соответственно, буддизм не нужен всем. Потребность тут определяется интенсивностью ударов: чем человек счастливее — тем меньше нужен ему буддизм.
Можно добавить, что изучение буддизма с целью обучать ему людей все-таки требует продолжительного изучения весьма специфических вещей, но это отдельная длинная тема.