Forum

Философия  

  RSS

neko
 neko
Estimable Member
Присоединился:1 год  назад
Сообщения: 232
31/10/2018 8:18 пп  

Будем исходить из того, что ум – это факт. Такой же факт, как и его отсутствие – глупость. Против этого утверждения никто, по-видимому, возражать не станет. В жизни мы без труда отличаем умного человека от дурака и делаем это на основании простого житейского опыта, на основании достаточно очевидных фактов. Из таких фактов и будем исходить. Мы редко тут ошибаемся, а если и ошибаемся, то обычно ненадолго. Даже дурак дурака видит издалека. Даже в том случае, если он сам себя таковым и не считает.

Однако понимать факт – пусть самый очевидный – дело более трудное, и тут мы сразу же вступаем на почву философии, на почву науки об уме, о мышлении.

Послушаем, что говорит на этот счет один философ, попытавшийся дать себе честный и трезвый отчет в том, что сам – как и все люди – понимал и понимает под этим обычно безотчетно употребляемым словом – «ум». Ответить на вопрос, что такое ум, легче всего, наверное, сравнив факт бесспорного наличия ума со столь же бесспорным фактом его отсутствия. Так этот философ и сделал. И получил общее, пусть предварительно приблизительное, но зато вполне бесспорное определение.

Умный человек – в отличие от глупого – даже при небольшом запасе усвоенных в школе знаний умеет применять этот запас к решению вопросов, встающих перед каждым из них ежеминутно и ежечасно в жизни. Пусть даже эти вопросы несложные. И наоборот, глупый человек даже при огромном запасе хранящихся в его памяти знаний то и дело попадает впросак в самых несложных жизненных ситуациях, требующих самостоятельного, заранее (т.е. априори) не предусмотренного, не предписанного решения…

Достаточно общо, но зато достаточно бесспорно. Есть возражения? Если нет – пойдем дальше, следуя за этим философом.

Стало быть, ум – умение соотносить некоторые общие, усвоенные в ходе образования, пусть самого элементарного, пусть самого высшего, «истины» с фактически складывающимися в жизни и потому каждый раз неповторимыми, каждый раз непредусмотренными, каждый раз неожиданными и индивидуальными стечениями обстоятельств.

Выражаясь высоким философским стилем, умение «опосредовать общее с единичным, с индивидуальным, с особенным». Умение определять, подходит ли данный неповторимый случай под заданное тебе культурой «правило» или не подходит? Относится ли к данному случаю все то, что известно тебе из твоего собственного опыта, из школы, из науки, со слов других людей, или не относится? Или, может быть, ты столкнулся тут с таким случаем, где оказывается недостаточным все то, что ты знаешь, где нельзя повторять уже известное, а приходится самому ломать голову, пытаться понять самому?

Да, ситуация, достаточно строго позволяющая констатировать наличие или отсутствие собственного ума. Или просто ума, ибо ум бывает только собственный – чужим умом век не проживешь, обязательно рано или поздно попадешь в условия такого «эксперимента», который и обнаружит – есть у тебя ум или нет его. 

Отрывок из:
Э.В. Ильенков «Учитесь мыслить смолоду»

 

Свинья, постигающая человеческие способности


ОтветитьЦитата
neko
 neko
Estimable Member
Присоединился:1 год  назад
Сообщения: 232
31/10/2018 8:44 пп  

Список литературы для философского самообразования, продиктованный Э.В.Ильенковым студенту философского ф-та МГУ Шулевскому Н.Б.

  • Платон — читать и прочитать с карандашом все, все.
  • Аристотель
    • "О душе",
    • "Метафизика",
    • "Физика",
    • "Категории",
    • "Аналитики",
    • "Никомахова этика".
  • Марк Аврелий. "Наедине с собой".
  • Декарт.
    • "Правила для руководства ума",
    • "Рассуждение о методе",
    • "Метафизические размышления".
  • Спиноза.
    • "Этика",
    • "Трактат об усовершенствовании интеллекта".
  • Локк. "Опыт о человеческом разумении".
  • Лейбниц.
    • "Новые опыты о человеческом разумении",
    • "Монадология".
  • Дидро.
    • "Письмо слепых, предназначенное зрячим",
    • "Парадокс об актере".
  • Гельвеций. "Об уме".
  • Кант.
    • "Критика чистого разума",
    • "Критика практического разума",
    • "Критика способности и суждения". (Лучше изучить все сочинения Канта).
  • Фихте.
    • "Наукоучение". (Лучше изучить все работы).
  • Шеллинг
    • "Философские письма о догматизме и критицизме",
    • "Система трансцендентального идеализма".
  • Гегель.
    • "Эстетика",
    • "Малая логика",
    • "История философии",
    • "Наука логики".

(Перелопатить, изучить все написанное, сказанное Гегелем).

  • Фейербах. "Основные положения философии будущего".
  • К.Маркс.
    • "Экономическо-философские рукописи 1844 г.",
    • "Экономические рукописи 1857-58 г." (Грундриссе),
    • "Капитал".
  • В.И.Ленин.
    • "Философские тетради",
    • "Материализм и эмпириокритицизм".
  • И.А.Ильин. "Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и Человека".

 

«Только тогда, когда мы научимся смотреть на мир, на себя и на мышление глазами основных философских систем, образующих азбуку разума, можно читать, изучать любые учения и книги, не беспокоясь о своем духовном здоровье».

 

Дата создания списка - Октябрь—ноябрь 1970 г.

Отредактировано:3 недели  назад

Свинья, постигающая человеческие способности


ОтветитьЦитата
  
Работает

Пожалуйста, Вход или Зарегистрироваться